В настоящее время на основании научных данных и практического опыта сложилось определенное представление о правильной технике бега (модели). Конечным критерием эффективности варианта техники является спортивный результат, достигаемый с ее помощью.
Индивидуальная спортивная техника спортсмена не является чем-то раз и навсегда установленным, незыблемым. В связи с различными внешними воздействиями и изменением уровня подготовленности она нуждается в постоянной корректировке, совершенствовании. При обучении упражнениям и исправлении ошибок целесообразно наряду со словесными указаниями ставить спортсмена в условия, обеспечивающие правильное выполнение упражнений. При обучении и совершенствовании техники необходимо уметь не только обнаружить ошибки, но и установить причину их возникновения. Только в этом случае могут быть приняты необходимые меры для их устранения.
Чаще всего причины неправильного выполнения упражнений спринтером заключаются в следующем:
1. Ошибочное представление о выполняемом упражнении (модели), возникшее в результате неточных его описаний, неправильной словесной установки к его выполнению. Для устранения этой причины необходимо уточнение модели посредством словесной корректировки, показа кинограмм.
2. Недостаточное развитие основных двигательных качеств (силы, быстроты, выносливости), а также неумение расслаблять мышцы и т. п. Этот недостаток устраняется применением соответствующих специальных физических упражнений.
В процессе обучения и совершенствования спортивной техники целесообразно тренировать и совершенствовать управляющие способности организма спортсмена. Чем более постоянны условия, в которых выполняется изучаемое упражнение, тем прочнее стереотип образуемого навыка. Однако на практике любое упражнение не может повторяться совершенно точно, так как меняются внешние условия его выполнения: направление и сила ветра, качество дорожки и т. п. Поэтому образование «слишком стереотипного» двигательного навыка может привести к тому, что в изменившихся условиях внешней среды эффективность выполнения упражнения будет ухудшаться в результате пониженной внутренней (внутри организма) управляемости движением. Так называемый скоростной барьер также является результатом образования слишком жесткого стереотипа на определенную скорость. Повышенная управляемость достигается путем выполнения тренируемого упражнения в изменяющихся условиях (например, бег со старта с разной скоростью, в разных условиях — по прямой, повороту, в гору, из разных положений — сидя, лежа и т. д.).
Для обучения и совершенствования техники бега по прямой рекомендуются следующие упражнения, которые одновременно можно использовать и для педагогического контроля за освоением техники упражнения и ее элементов.